В основе любой деятельности личности лежит мотивация: то, что побуждает, определяет и направляет наши действия.
Основные алгоритмы поведения в ситуациях решения задач по достижению успеха и избеганию неудачи формируются ещё в глубоком детстве.
Х.Вендт связывал происхождение склонности к риску с периодом первого самостоятельного сидения ребёнка и попыток ходить. То есть основа мотивации достижения закладывается, когда малыш делает свои первые шаги. Именно в это время, относительно непредсказуемые реакции родителей запечатлеваются в сознание ребенка, выражаясь затем в выборе уровня риска для себя в течение всей жизни.
В условиях, когда ребёнок упорно пытается познать все вещи, даже недоступные ему или опасные, взрослые используют диктат и повышенный контроль. Если родители тревожны и склонны к гиперопеке, то они стремятся всеми силами уберечь ребёнка от всех возможных неприятностей и часто повторяют: «Не ходи туда — упадёшь; не делай так — ударишься; не трогай это — поранишься». При этом они берут малыша на руки, забирают у него неподходящие, на их взгляд, вещи. Могут даже последовать наказания.
Тем самым у ребёнка не получает развития базисное чувство инициативы, закладывается убеждение о пагубных последствиях её проявления. В результате, у малыша, на подсознательном уровне, формируется установка, что его стремление к исследованию может плохо кончится, мир таит в себе опасность, а любая его активность блокируется. Такие детки боятся даже начинать какое-либо новое дело. «У меня не получится», - говорят они, даже не пытаясь попробовать. Их часто и долго приходится уговаривать поучаствовать в незнакомых играх, покататься на новой карусели, заняться чем-либо впервые. Со временем, в особо сложных случаях, может даже развиться синдром выученной беспомощности.
Исследовать мир, попробовать его на вкус — важнейшая потребность для ребёнка. Удовлетворение этой потребности — есть основа формирования мотивации достижения успеха.
Позвольте ребёнку максимально насыщать сенсорную составляющую развития. Дайте ему потрогать и поронять всё, что он хочет (если это не опасно), когда он вдоволь исследует различные свойства предметов, он не будет бояться нового. Пусть он попробует на вкус даже самые, на ваш взгляд, странные вещи (камни, палочки, бумага и пр.). После того, как он один раз сам поймет, что это невкусно и неприятно — его интерес пропадёт.
Позволяйте ребёнку падать спокойно, не акцентируйте на этом внимания, не кидайтесь сразу его поднимать, не причитайте над малышом, не жалейте его. Только так он научится вставать. И только так он не будет бояться падений (и в прямом и в переносном смысле).
Очень важно, как можно чаще, давать ребенку делать что-то самому, чтобы он верил в свои силы и способности. Если малыш ещё только учится чему-то, то делайте это ВМЕСТЕ с ним, а не ВМЕСТО него. Каждый раз, когда вы доверяете ребёнку что-то сделать самому, вы верите в него. И тогда он будет верить в себя.
Скрытое послание веры в успех ребенка можно выразить следующими фразами:
- я верю: у тебя получится;
- я знаю, что ты сможешь;
- твои способности позволят тебе достигнуть успеха;
- твои старания обязательно принесут результат.
Все эти фразы можно и нужно употреблять в различных ситуациях в подходящем контексте.
Просто доверяйте своему ребёнку — только так он научится доверять себе, своим мыслям и чувствам, своим способностям. И успех обязательно будет сопутствовать его начинаниям!!!
![]() |
вірші, привітання, побажання, цитати, притчі та легенди
НИКУДА НЕ ЛЕЗЬ - ЭТО ОПАСНО! или откуда берутся неудачники
-
25 лаконичных цитат Зигмунда Фрейда, которые многое расскажут о нас самих Австрийский психолог, психиатр и невролог, доктор медицины, п...
