Лишний вес. С чего начать?

Потребность в пище, как известно, является одной из первичных, биологических потребностей. Люди едят для того, чтобы получать необходимую энергию, требующуюся для жизни.
Лишний вес С чего начать
Но известно, что помимо чувства голода существует множество других внутренних и внешних стимулов, вызывающих желание есть. В таких случаях принятие пищи превращается в удовлетворение широкого спектра непищевых потребностей:
  • разрядки психоэмоционального напряжения;
  • чувственного наслаждения;
  • общения, когда еда связана с пребыванием в коллективе;
  • поддержания определенных ритуалов или привычек;
  • компенсации неудовлетворенных потребностей;
  • награды или поощрения;
  • удовлетворения эстетической потребности.
 Кроме того, количество съедаемого, время приема пищи, предпочтение определенных продуктов питания и их сочетаний отличаются у разных людей. Рацион определяется традициями семьи и общества, религиозными представлениями, жизненным опытом, советами врачей, модными культами питания, экономическими и личностными причинами. И, как правило, ежедневный рацион человека не ограничивается лишь жизненно необходимым потреблением калорий и питательных веществ.
Хочу рассмотреть одну из причин нарушения пищевого поведения.
Поговорим о «заедание» стресса или эмоционального дискомфорта и о гипотезе маскировки.
Почему в то время когда нормальным ответом на гнев, страх и тревогу является потеря аппетита, многие люди реагируют чрезмерным потреблением пищи?
На самом деле, пищевое поведение при котором стресс приводит к бесконтрольному поглощению пищи, является следствием заученной неспособности к различению чувства голода и состояния тревоги, в результате чего человек реагирует на стресс как на голод, увеличивая потребление пищи, вследствие чего имеет избыточный вес. Это объясняется ранним опытом. Если мать предлагает еду в ответ на сигналы ребенка, свидетельствующие о голоде, то у младенца постепенно формируется чувство голода как нечто отличное от других потребностей.
Но, если реакция матери длительное время неадекватна, то по мере своего роста ребенок становится неспособен различать состояние голода от других дискомфортных состояний. В таком случае прием пищи выступает в роли своего рода внутреннего регулятора чувства напряжения.
Чем точнее будет реагировать мать на различные потребности ребенка, тем более разборчивым станет он в определении своих телесных переживаний и других ощущений, мыслей и чувств. Сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями является одним из компонентов алекситимии — сниженной способности или затрудненности в вербализации эмоциональных состояний.  У людей с избыточным весом алекситимия, как правило, сочетается с депрессией. Кроме того, алекситимию рассматривают, как фактор, не только предрасполагающий к ожирению, но и затрудняющий возможность потери избыточного веса.
Переедание, с одной стороны снимает психоэмоциональное напряжения. С другой стороны, являясь проблемой, которую трудно скрыть от окружающих, приводит к значительному психологическому дискомфорту, вызывая чувство вины, отвращения к себе, страх перед невозможностью остановить прием пищи.  А дальше возможны варианты. Сумасшедшие нагрузки в спортивном зале, строгие диеты, некрасивая мешковатая одежда, изоляция, затворничество, нежелание выходить в свет, уход с головой в работу. Существует бесконечное множество вариантов наказать себя и создать иллюзию контроля.
Соблюдение диет стало более распространенным за последние 30 лет, в особенности, среди молодых женщин и считается одним из факторов, способствующих перееданию. Люди, ограничивающие себя в питании, игнорируют внутренние сигналы голода (или жажды) и придерживаются низкокалорийного режима питания, который, как предполагается, приведет к потере веса. Кроме того, диета, как любое ограничение, приводит к снижению эмоционального фона и усугубляет депрессивное состояние.
И о главном. Согласно гипотезе маскировки, соблюдающие диету используют переедание для того, чтобы замаскировать дистресс (хронический стресс) в других сферах своей жизни. Переедая, они объясняют дистресс именно перееданием, а не более неподвластными контролю аспектами своей жизни. Таким образом, реальная проблема маскируется проблемой переедания или избыточного веса. И в данном случае не помогут никакие диеты и физические нагрузки, потому, что переедание является следствием нерешенного внутреннего конфликта, который с годами становится все серьезнее и неразрешимее. И последствия этой неразрешенной ситуации могут стать причиной различных тяжелых и неизлечимых заболеваний.
Коррекционные программы при терапии нарушений пищевого поведения в основном решают следующие задачи:
1. Коррекция нарушений пищевого поведения и неадекватного образа жизни.
2. Коррекция образа Я.
3. Достижение объективности самооценки.
4. Реабилитация образа Я в собственных глазах и обретение уверенности в себе.
5. Коррекция системы ценностей, потребностей, их иерархии, приведение требований к себе в соответствие с психофизическими возможностями.
6. Изменения отношения к другим.
7. Приобретение навыков межличностного взаимодействия.
В данном случае задачей психолога является выявление и раскрытие психологического конфликта, который стоит за симптомом.
Необходимым условием работы является способность пациента к анализу и рефлексии, желание пациента изменить ситуацию и разрешить настоящий конфликт и наличие достаточного количества времени для проведения курса психотерапии.

любовная лирика