Есть ли жизнь «online»?

От автора: Данная статья дублирует выступление на III Межрегиональной конференции по проблемам безопасности в сети Интернет «Диалог-ONLINE».
           В данной статье будет затронута тема влияния интернета на эмоциональное состояние пользователей, среди которых все чаще появляются дети. Ни для кого не секрет, что существует тенденция снижения возраста пользователей сети. Среди т.н. «юзеров» все чаще встречаются дошколята. На практике доказано, что к психологу обращаются родители, обеспокоенные недостатком внимания и усидчивости детей, проводящих большую часть времени за компьютером, планшетом и/или другим устройством.
         Активное приобщение к компьютеру и интернету является особой предпосылкой для формирования мировоззрения, характера, способностей, влияет на психику детей. Развитие и воспитание ребенка в современном информационном мире происходит иначе, чем когда преобладало «традиционное» воспитание детей в коллективе и субъект-субъектных отношениях.
           Сегодня мы не можем представить себя без компьютера и его аналогов (компактных портативных «друзей»). Тем не менее, потребность в живом человеческом общении и переживании разнообразных эмоций есть у каждого человека. И если интернет играет такую важную роль, что сокращает время на живое общение и взаимодействие с другими людьми, то важно ответить на вопрос: что происходит с нашими эмоциями, нашим внутренним миром и нашими переживаниями? Какой становится наша эмоциональная жизнь? Важно ли приобщать ребенка к интернету с самого раннего детства?
           Формирование личности начинается с раннего возраста. Привычки, привитые человеку на начальных этапах его жизни, определят его поведение в будущем. В это время закладывается базис: что делать, на что ориентироваться.  Люди, воспитывавшиеся в прошлые десятилетия, отличаются от современных воспитанников имеющейся в их сознании особой системой ценностей (коллективизмом, гордостью, достоинством, активной деятельностью на благо общества). Рост и взросление происходило в условиях, когда нормы и правила определяла авторитетная личность, воспитывалось и умение «думать своей головой», ориентировать свое поведение на имеющуюся иерархию норм и правил. Также для воспитанников того времени характерна большая сопротивляемость влиянию, новым формам общения и поиска информации. Теперь, напротив, актуально посвящать много времени поиску новой информации,  большая часть которой находится в интернете, увы, не всегда заботясь о ее чистоте. Какие ценности поведения воспитываются сегодня? Кто и как будет формировать их в подрастающем поколении?   
           В разговорах об интернете все чаще звучат опасения о приобретении зависимости, а вероятность приобретения ее зависит от силы и воли. К сожалению, огромному влиянию интернета в большей степени подвержены взрослые. Сегодня  эти взрослые люди будут воспитывать детей, зависимых от интернета завтра, и круг замкнется.
Особенность интернета в том, что он действует на всех пользователей одинаково сильно. Независимо от того, зачем ребенок зашел в интернет, у него сразу начинает формироваться механизм зависимости. В интернете маленькие пользователи в большей степени находятся для игр, для общения, в меньшей - для поиска новой информации.
 В качестве причин формирования компьютерной зависимости исследователи выделяют следующие:  жажда приключений; возможность принять участие в играх, где количество ресурсов никак не ограничено, и если что-то не получилось, всегда можно начать  сначала; одиночество (родители заняты своими делами, им не хватает времени на ребенка); физическое, эмоциональное насилие со стороны сверстников; уход в другую реальность, где нет никаких проблем;  снятие напряжения; жажда картинки идеального мира, где все дружат.
  Нахождение в интернете создает иллюзию натуральности происходящего. Другими словами, мозг, занятый решением игровых задач, воспринимает их как реальные. Если потребность играть в виртуальном мире подкрепляется постоянно, этот мир вытесняет мир реальный, в этом случае имеют место такие последствия как:
1. В психике и поведении не образуется необходимых механизмов защиты, психическая система страдает  при встрече с реальностью. Находясь в  вымышленном мире, ребенок оказывается беспомощным в реальном общении и взаимодействии, там, где следует «дать отпор, постоять за себя, договориться.
2. Эмоции, которые считаются «негативными» (злость, страх, отвращение) переходят в стадию панических атак, психосоматику. Тревога перерастает в ужас, злость проявляется разнообразными признаками (кожные заболевания, недомогания из-за сердечно-сосудистой системы). Существуют реальные примеры обращения к психологу мам, дети которых страдают от энкопреза, на психическом уровне «запичканные» разной, хаотичной, не систематизированной информацией из интернета и из уст самой мамы, которая уж точно знает, как и что надо делать. Родительские односторонние послания чередуются с огромным объемом поступающей информации из интернет-источников, с которым ребенок не может справиться. В этом случае, информация внедряется в сознание, но не перерабатывается.
3. При регулярной жизни за компьютером происходит потеря чувства времени, нарушается режим сна и отдыха. Аудитория интернета постоянно спешит, общение меду людьми становится поверхностным. На психологическом языке это означает, что сознание привыкло получать все быстро, «по клику», привычки, приобретенные в интернете, переносятся на реальную жизнь.
4. Происходит потеря контроля над самим собой, виртуальная реальность начинает управлять самим человеком в силу своей яркости, простоты и понятности в обращении.
5. Повседневность и обыденные дела начинают казаться пресными и неинтересными, к ним сложно испытывать желание.  (У взрослых пропадает желание жить настоящей жизнью, «серые» будни начинают восприниматься с нарциссическим пренебрежением – человек начинает думать, что он выше всего этого, ведь у него есть надуманный мир, где все красиво).
6. Простота перехода на другие сайты создает условия загрязнения мышления новой информацией, в которой при выходе в интернет нужды не было.
7. Наблюдается нарушение умения фокусироваться, сосредоточиться на потребности, чего же я хочу (многие клиенты приходят с запросом «я чего-то хочу, но чего – не знаю»).
8. Нахождение  в социальных сетях приводит к редукции эмоциональных потребностей, они постепенно атрофируются. Пропадает естественное желание исследовать другого человека, нужда в «построении» отношений. Клик на фото приводит к тому, что нужный объект предстает перед нами по нашему первому желанию, вследствие чего пропадает ощущение тайны, интерес. По фотографиям можно делать выводы о том, кто перед тобой и этим и удовлетвориться. Наличие приложений про знакомства упрощает  выбор партнера. Он происходит по параметру внешности, по соответствию некому современному идеалу. При этом обесценивается харизма человека, его личное обаяние, энергетика и т.д., которые возможно почувствовать только общаясь с ним лично.
9. Способы управления собственным эмоциональным  напряжением сводятся к одному единственному: сбросу напряжения через интернет.
10. Происходит принятие некой роли (ею выступает личная страничка в контакте, или герой виртуальной сетевой игры). Потеря информации на страничке приводит к стрессу потери чего-то важного внутри себя. Внутреннее «Я» как бы вытесняется вовне, и функционирует вне самого человека. Зона в интернете – это, несомненно, важное пространство, помогающее нам поддерживать профессиональные связи, рекламировать себя, но оно не должно содержать информация личного плана.
11. Притупляется чувство собственного достоинства, инициатива.
12. Формируется такая черта как конформность, хорошая управляемость, без умения постоять за себя, без понимания, чего хочется  от жизни.
             Говоря о причинах и последствиях, приходится сталкиваться с протестами родителей, утверждающих, что лучше, когда ребенок сидит дома за компьютером, чем гуляет в плохой компании. Это обусловлено тревогой и страхом за ребенка. «Кормить», избегая свой страх – значит, обеспечивать безопасность. Но при этом исчезает красота привязанности, крепость дружбы, радость от реальных достижений, напряжение жизни от проживания ее каждого момента, разного и разнообразного. Беречь ребенка опасностей общения не значит защитить его от ситуации, когда он, будущий взрослый, попадет в непривычные условия, требующие от него новых способов поведения, умения адаптироваться, требовать своего, заявлять о своих правах, если это нужно.
… Пока не осознает, что в отношениях с людьми он не удовлетворен, пока не ощутит подкрадывающегося тягостного ощущения недостаточности, неполноценности жизни.  Завтрашние нужды и обращения к специалистам, в частности, психологам, это обращение с такими вопросами как: «я давно ничего не чувствую», «у меня депрессия», «не складываются отношения», зависимости, психосоматические заболевания и заболевания желудочно-кишечной системы.
             Конечно, роль интернета не может быть только отрицательной. В настоящее время действует принцип «Тебя нет в интернете, тебя нет нигде», и с этим необходимо считаться. Сейчас, чтобы узнать об организации, мы сразу включаем интернет, смотрим адрес, телефон, отзывы. Общение в социальных сетях становится важной частью нашей жизни. Ушли в прошлое почтовая переписка, даже телефонные звонки. Начать общение – означает, просто нажать кнопку, и ты в диалоге.
  Решение проблемы безопасности интернета и в интернете не состоит в том, чтобы полностью от него отказаться. Оно состоит в том, чтобы  приучить себя и ребенка к тому, как обращаться с компьютером и интернетом, это обучение навыку обращения с информацией, это ответ на вопрос «когда и сколько», а не совсем «нет».
  Это научение управлять своей жизнью, это обеспечивать доступ к интернет-ресурсам для реальных нужд. Это означает обращаться так, чтобы нахождение в интернете не стало пожирателем времени, искать то, что действительно необходимо, оставляя время на реальную жизнь  и реальные переживания, реальные отношения и реальную деятельность, получая отзывы от живых людей, переживая реальную близость и реальные эмоции.

любовная лирика